Формула инженера

Фото: Аня Ле

Корреспонденты молодежного пресс-центра "Стрижи" встретился с одним из двух основателей команды "Formula Neftegaz" Антоном Назаровым и узнали, о чём мечтают инженеры и чем они занимаются в свободное время.

Расскажи о зарождении команды, как всё начиналось?

А.: На четвёртом курсе мы с Альбертом Мальшаковым задумались о том, чтобы написать достойный и интересный диплом, который выделялся бы из основной массы. На тот момент у Альберта за 100 километров от Тюмени жил дед, у которого был уже ненужный ему автомобиль "Ока". Нам захотелось сделать его тюнинг и представить это как дипломный проект. Тогда мы поделились своей идеей с одним из преподавателей – Гором Феликсовичем Оганесяном, руководителем конструкторского клуба. На что он, как человек опытный, сказал, что подобные работы уже были, и этим никого не удивишь. Но он показал нам статью, кажется, в журнале "Авторевю", про "Formula Student", и мы заинтересовались.

Когда это было?

А.: Это был январь 2012-го. Затем у нас было полгода на создание концепции проекта, чем мы и занялись. К лету у нас в команде уже появились первые участники.

Из каких людей набиралась ваша команда?
А.: Первое время она состояла из одногруппников, которых нам было легче всего заинтересовать. Также у Гора Феликсовича был знакомый преподаватель из Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), и оттуда мы набрали заинтересованных людей в отделы пиара и экономики. Потому что в проекте существует три направления: техническая часть, пиар и экономика.
 
Как вы знакомились с аспектами проекта - в интернете?
А.: За эти полгода у нас получилось заинтересовать руководство ТюмГНГУ и ТГАМЭУПа, и в сентябре 2012 года мы выехали на один из этапов "гостями", то есть без болида, просто посмотреть, окунуться в атмосферу события. Мы посмотрели, как всё происходит на самом деле, и поняли, что это наше, и мы хотим этим заниматься.
В чём заключается твоя работа в команде как главного инженера?А.: На мне функции, непосредственно связанные с автомобилем. Под моим руководством происходит конструирование и сборка болида. Я участвую во всём. Бывает, на мероприятиях нужно соорудить какую-нибудь сцену, подиум – тогда наши техники становятся плотниками и слесарями.
 
Вы делали болид с нуля или использовали какие-нибудь наработки?
А.: Любой болид создается с нуля, и на это даётся ровно год – так гласит регламент соревнований.
 
Расскажи об истории создания вашего болида.
А.: После того, как мы съездили на этап в Италию и вернулись в Тюмень, поняли: чтобы подготовить болид для участия в соревнованиях, нам нужен сплочённый коллектив. К декабрю наша команда насчитывала 15-20 человек, а к концу января была собрана первая рама. После этого мы организовали крупное мероприятие "Будущее сейчас", куда были приглашены известные гости из Москвы, автогонщики. Не буду рассказывать обо всех, нам была интересна компания "АртЛайн Инжиниринг" - единственные в России, кто занимается разработкой болидов класса "Формула-3". Их директор и по совместительству начальник конструкторского бюро приехал к нам и провёл мастер-класс по основам проектирования и моделирования. И, так как до этого мы консультировались только со своими друзьями, знакомыми и иногда с преподавателями, нашу первую раму забраковали. Поэтому мы договорились ещё об одной встрече с директором "АртЛайн Инжиниринг", только уже в Москве. Заручившись поддержкой нашего любимого университета, в марте мы смогли выехать туда. Нам провели мастер-класс, лекцию, а после возвращения наш процесс создания болида начался заново.
 
И как проходила работа над второй рамой?
А: Были некоторые проблемы с финансированием, но позже мы заключили партнерское соглашение с компанией Тобольск-Нефтехим. К концу июня они выделили нам основную долю финансирования в размере 250 тысяч рублей. Мы полтора месяца работали до четырех и пяти утра в "Субару центре" "Мирай" - бывало, что и домой не приезжали. В последний месяц в нашей с Альбертом съёмной квартире жили 20 человек, потому что всем было далеко ездить до дома, и они просто оставались у нас. Собственно, поэтому нас и выселили (смеётся), потому что мы не сошлись во мнениях с хозяйкой: она, конечно, была "за" техническое творчество, но не в её квартире.
 
Тебе удалось прокатиться на болиде? Хотел бы стать гонщиком команды?
А.: В нашем чрезвычайно сжатом графике на болиде успели проехать только 3 человека -Сергей, как основной пилот, Альберт, второй пилот, и инженер-шассист Роман. Попробовать себя в качестве пилота... Почему бы и нет? Тем более формат проведения соревнований не запрещает, все участники команды могут быть пилотами, даже девушки. Например, много команд из Италии и Германии, где пилот девушка. Они легче и меньше, иногда это даёт лучший результат.
 
Кроме пилотов были на соревнованиях ещё необычные должности, которые занимали девушки?А.: Был курьезный случай в этом году: на этапе в Италии нам потребовался сварочный аппарат. Сергей, главный пилот, пошел знакомиться с немцами, так вот, у них не только пилот девушка, но и глава целого отдела сварки, в который входит порядка семи парней, – тоже представительница прекрасного пола! Она ими руководит и сама тоже варит. Для нас это было шоком.
 
А как удаётся совмещать проект с учёбой, много времени он отнимает?
А.: Сейчас я уже закончил вуз и учусь в аспирантуре: она занимает меньше времени. Основное строительство пришлось на летний период времени, на тот момент мы уже защитили диплом и всецело отдались проекту, а когда шла более размеренная работа, в течение года, получалось совмещать без труда. Особенно, когда идёт этап проектирования.
 
Чем "Formula Neftegaz" является лично для тебя?
А.: Это одно из основных занятий, помимо этого, мы занимаемся еще музыкой и футболом. Но, когда мы строили болид, три месяца не подходили к гитаре. Не знаю, для кого как, но для "стариков", которые занимаются этим давно, это стиль жизни, направление.
 
Какое будущее ожидает этот проект? Есть какие-нибудь планы по дальнейшему развитию?
А.: Сейчас мы приступили к проектированию болида на следующий год, он будет отличаться от первого, все недостатки которого мы учли. Кроме этого есть еще пять направлений помимо "Formula Student": ребята занимаются снегоходами, внедорожной техникой, багги, летательными аппаратами, созданием максимально экономичных автомобилей и электромобилями. В этом году одно из этих направлений мы уже точно займем, скорее всего, это будут электромобили.
 
А электродвигатель команда должна разрабатывать сама?
А.: Есть определенная система оценивания в баллах, всего их можно набрать тысячу: ты можешь собрать весь болид из готовых комплектующих, но это оценивается ниже, и шансов на победу нет. Либо второй вариант - можешь вообще весь автомобиль, включая двигатель, сделать собственноручно, причем такие товарищи были, но в силу несовершенства конструкций они не смогли показать достойный результат, хотя в плане инженерной мысли это оценивается лучше. В нашем болиде 80% сделано своими руками, естественно, двигатель не наш, он от мотоцикла Honda CBR 600RR. Просто нецелесообразно было использовать собственную конструкцию, тем более её у нас и не было.
 
За что ты любишь "Formula Neftegaz"?
А.: За то, что дала возможность познакомиться с теми людьми и найти те связи, которые есть теперь. Опыт общения - это самое главное, что ты можешь здесь получить.
 
Расскажи поподробнее о своих хобби и увлечениях.
А.: О них я готов рассказывать долго. Только вчера у нашей музыкальной группы был концерт на корпоративе ТюмГНГУ, нас позвали по старой доброй памяти. Еще мы любительски занимаемся футболом, играем с преподавателями университета.
 
Кто чаще выигрывает?
А.: Обычно побеждает дружба.
 
А есть ли такое занятие, которым ты бы хотел заняться, но на него нет времени?
А.: Конечно. Помимо технического творчества, хочется пойти в простое творчество или в спорт. Я вообще за все новое.
 
Как ты думаешь, от чего зависит достижение успеха в карьере?
А.: Прежде всего, это личные качества. Если человек замкнут в себе, некоммуникабелен, у него нет каких-то умений и способностей, то ему будет трудно добиться успеха. Например, мы с Альбертом долго спорили, по каким критериям будем принимать в команду. Я был сторонником практических навыков, уже наработанных знаний, а Альберт говорил, что если у человека есть желание, и он очень хочет этим заниматься, то его нужно брать "под крыло" и обучать. И я с ним согласился. Так и в жизни, если у человека есть желание и некоторые задатки, то он сможет чего-то добиться.
 
Беседовали Александр Исыпов и Алина Фролова
 
Справка: Ассоциация молодых журналистов Тюменской области совместно с гоночной командой "Formula Neftegaz" ведут проект "Без тормозов". Корреспонденты расскажут о том, как тюменские студенты побывали в Италии, в каких странах гонщики собираются представлять Тюмень этим летом и кто же они – пилоты, инженеры, пиарщики. В ходе проекта будут выпущены статьи, интервью, фоторепортажи и видеоролики. Журналисты освещают все важные события в жизни команды.
Ассоциация молодых журналистов