Молодые журналисты узнали правду о Сбербанке

Удалось организовать встречу молодых тюменских журналистов – школьников и студентов – с представителями Западно-Сибирского банка Сбербанка России. Ребятам показали банк "изнутри", открыли философию управления финансовым учреждением, даже, пожалуй, раскрыли некоторые секреты корпоративной жизни "Сбера". С юными гостями провели настоящие, "взрослые" тренинги, результаты которых пригодятся начинающим корреспондентам уже сейчас – они и сами в этом признались.

Кульминацией своеобразного "Дня открытых дверей" стала импровизированная пресс-конференция с председателем Западно-Сибирского банка Сбербанка России Александром Анащенко. Он и обозначил главную цель данного мероприятия – показать молодым людям банк с другой стороны. В свою очередь, молодые журналисты взяли с собеседника обещание – говорить только правду. А вопросы, к слову, были разные и весьма дотошные, а поднимаемые темы – довольно незаурядные.

Поначалу молодые журналисты скромничали и задавали вопросы попроще. Например, интересовались развитием в Сбербанке технологии PayPass.

"Да, мы выпускаем PayPass-карты. Технология PayPass позволяет проводить оплату, не проводя картой по картридеру, а поднося её. Знаю, что сейчас будет реализовываться этот проект в "Магните". За счёт использования такой технологии снижается количество кассиров, необходимых на клиентопоток, уменьшаются размеры площади, используемой под кассовые территории, а эффективность бизнеса растёт", - ответил Александр Анащенко.

Следующий вопрос оказался из числа "глобальных": выдача каких займов приоритетна для банка - больших (вроде ипотеки, которая привязывает клиента к банку) или мелких (которые быстро отдаются, но клиент, возможно, вернётся снова к вам)?

"Мы - универсальный банк, заинтересованы в том, чтобы удовлетворять все потребности клиента. С точки зрения дохода, гораздо выгоднее кредит на неотложные нужны, т.к. он чуть дороже ипотечного, чуть короче. Но с точки зрения построения отношений с клиентом правильней будет давать тот продукт, который необходим. Наша задача - правильно определить потребности клиента и выстроить долгосрочные отношения так, чтобы клиент и в дальнейшем обращался в банк. А самый идеальный вариант - не давать кредит, если он реально не нужен. Многие берут кредиты, а потом имеют с этим серьёзные проблемы. В том числе отказать клиенту - это тоже наша функция. Не все банки это делают".

Однако сравнивать Сбербанк с другими финансовыми учреждениями в плане кредитных условий эксперт отказался, сославшись на закон "О конкуренции".Вспомнили молодые журналисты и высказывания губернатора Тюменской области Владимира Якушева о качестве вузовского образования, престижности и популярности направления "Экономика", и поинтересовались – насколько соответствуют молодые специалисты требованиям, который банк предъявляет своим работникам?

Оказалось, что даже глава региона приукрасил состояние высшей школы, заявляя, что выпускники лишь на 50% соответствуют запросам работодателей. "Это была бы просто сказка. Есть единицы, которые хотят учиться и развиваться. И это главное качество для будущих работников Сбербанка. Если вы сегодня не делаете лучше то, что делали вчера, то вы мне неинтересны как потенциальный сотрудник", - поделился Александр Анащенко.И рассказал о том, какие профессии вообще будут востребованы в будущем – на примере компании Google. "Кого ищет Google и кому готов платить любые деньги? Лингвисту. Если вы хорошо знаете правила русского языка, а также обладаете знаниями компьютерных технологий, то ваша профессия будет высокооплачиваемой. С точки зрения банка будущее – за HR-специалистом, то есть специалистом по работе с персоналом. Мои требования к потенциальному сотруднику – порядочность, честность, желание стать лучше", - отметил он.

Александр Анащенко также признался, что банк ищет не экономистов, а специалистов по продаже финансовых услуг, консультантов финансового супермаркета, но таких специальностей в вузах как таковых не существует, "а я бы таких экспертов взял".

Что касается студентов-практикантов, то банк открыт для всех желающих пройти эту практику. Главное, опять же, - желание сотрудничать в дальнейшем. На каждого практиканта, уже начиная с третьего курса, банк заводит и ведет личное дело студента. А вот целевые места банк не оплачивает принципиально.

"Как выбрать кого-то в кого вкладываться? Мы не знаем, как выбирать того, в кого вложиться, но после того, как сотрудник приходит в банк после института и реализует свой потенциал, мы вкладываем в него большие средства", - объяснил руководитель.

По мнению председателя банка, главное, что дает университет – развивает мозг. Что же такое интеллектуальные способности – на такую непростую тему он побеседовал с молодежью. Юные журналисты попытались объяснить своими словами суть явления. А Александр Анащенко рассказал о нейронных связях в коре головного мозга, которые наращиваются именно в процессе обучения. Пьянство и наркомания ведут к деградации, а чтение книг и самосовершенствование с детства способствуют развитию мозга.

Другая дискуссия велась вокруг социальных сетей и присутствия, а вернее отсутствия Сбербанка в них. Александр признался, что пока они не лезут туда, так как не умеют в соцсетях работать. Если сделать это раньше времени, то негативный эффект будет превышать все то позитивное, что уже было сделано. Но в ближайшие 3-4 года – это фокусная задача, которую надо решать.

Молодые журналисты поделились своим видением решения этого вопроса. Например, предложили наладить онлайн-консультации через социальные сети, выкладывать оперативно фотографии с мероприятий, разыгрывать призы на различных интернет-конкурсах.

Прозвучал вопрос о способах перевода средств на карты Сбербанка и можно ли это сделать, не имея счета в банке. Прямо на глазах у ребят Александр Анащенко перевел 500 рублей на счет одного из присутствующих молодых людей с помощью мобильного перевода, используя лишь номер сотового телефона. "Существует куча сервисов, о которых наши клиенты не знают, к сожалению", - подытожил Александр.

В связи с этим поступило интересное предложение – объединить усилия АМЖ, ТюмГУ и Сбербанка для развития "экономической" журналистики и воспитания аналитиков в сфере экономики.

К слову, Александр с большим энтузиазмом отнесся к вовлечению банка в процесс обучения и подготовки начинающих работников СМИ. И даже решил поделиться знаниями, которые повлияли на его личное мировоззрение. Так, ребята смогут увидеть фильм - семинар-лекцию промышленного дизайнера Владимира Пирожкова, который на протяжении 10 лет был шеф-дизайнером Toyota. "Если вы начнете задумываться о будущем уже сейчас, то впоследствии будете иметь конкурентное преимущество", - подчеркнул он.

В 2014 году, который в России станет Годом культуры, банк планирует проведение множества интересных мероприятий. Например, будет организована Масленица, продолжится поддержка фестиваля "Абалакское поле" в Тобольске. Многие мероприятия уже были анонсированы.

Последовали и личные вопросы. Так, Александр рассказал о том, как проходит его обычный день: встает в 7 утра, отводит ребенка в детский сад и едет на работу. 4 из 5 рабочих дней по утрам занимается английским языком, после работы едет домой и проводит время с семьей, ложится спать в разное время. "Жаворонок я или сова? Нет, я барсук. Сплю и в лежачем, и в стоячем состоянии. В армии, например, мог спать стоя", - поделился собеседник с ребятами.

Еще один жизненный принцип Александра – экономить не время, а оптимизировать собственную энергию. Например, иногда просто нужно отвлечься, сделать какую-то глупость, просто пройтись вокруг здания, прогуляться, а уже затем вернуться на рабочее место. А еще энергию повышают добрые дела – их творить всегда приятно.

По его мнению, важно также уделять время спорту. Например, если компания тратит деньги на аренду спортзала, бассейна для своих сотрудников, то количество больничных сокращается.

Напоследок, ребята задали, пожалуй, один из самых непростых вопросов – что такое счастье?

"Самореализация. Если учитывать тот факт, что я возглавляю коллектив численностью в 11 тысяч человек, то можно сказать: да, я успешен. Что такое счастье – я не знаю, но знаю, какова моя цель в жизни. Я хочу, чтоб мой сын хотел жить в этой стране, чтоб он не хотел отсюда уехать. А счастье, наверное, если я добьюсь этой цели. Да и в каждом дне – свое счастье. Когда я в отпуске – счастлив проводить время с семьей. Счастлив, общаясь с друзьями. Счастлив, когда отказал клиенту в кредите, понимая, что благодаря этому спас человека от проблем. Счастье каждый день свое, разное", - ответил председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России Александр Анащенко.