Новая реальность для "неэфирных" платных телеканалов

Законодательные инициативы, касающиеся СМИ, все чаще принимаются без консультаций с представителями профессионального экспертного сообщества. Именно так были приняты поправки в "Закон о рекламе", которые серьезно осложняют существование платных "неэфирных" телеканалов. Несмотря на критические заявления авторитетных организаций и негативные мнения экспертов, 21 июля Владимир Путин подписал закон о запрете рекламы на платных телеканалах, вступающий в силу с 1 января 2015 года.

Изменения в закон "О рекламе", предложенные лидером "Российской партии пенсионеров за справедливость" Игорем Зотовым, в виде законопроектов прошли три чтения в Госдуме, а затем были одобрены Советом Федерации.Согласно поправке к статье 21 закона "О рекламе", до 2019 года в период проведения официальных спортивных мероприятий допускается размещение рекламы пива на спортивных аренах и рядом с ними. Закон также снимает ограничения на показ рекламы пива во время трансляции спортивных соревнований. Кроме того, будет разрешена реклама пива в печатных изданиях, за исключением первой и последней полос газет и обложек журналов.С 1 января 2015 года, в частности, статья 14 закона "О рекламе" будет дополнена таким пунктом:"141. Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации". (подробнее>)

По данным Роскомнадзора, в России выдано 3462 лицензии на распространение телеканалов в различных средах вещания. Как пояснили в ведомстве, "1421 лицензия выдана СМИ, продукция которых распространяется на возмездной основе (1417 – кабельные вещатели и 4 – спутниковые), 1405 лицензий – на наземное эфирное вещание". У Роскомнадзора получился список из 1400 СМИ, которые могут быть отнесены к категории "уникальных платных телеканалов", не распространяющихся в эфире и составляющих зону применения принятого закона. Из них – лишь 300 федеральные.

По мнению экспертного сообщества, дополнения в закон о рекламе в одночасье породили новую жесткую реальность для отечественного кабельного и спутникового телевидения. Под угрозой закрытия оказались региональные телеканалы, в развитии которых и так наблюдаются проблемы. Законодательные перемены не могут не сказаться на малом и среднем бизнесе в лице рекламодателей кабельных и спутниковых телеканалов. Уже сегодня владельцы платных телеканалов вынуждены пересматривать свои бизнес-модели. (21 июля "КоммерсантЪ" сообщил, что "Амедиа" после вступления в силу поправок к закону "О рекламе" планирует закрыть два своих канала – Amedia 1 и Amedia 2, а вместо них запустить новый канал без рекламы.)

Выиграют лишь крупные эфирные каналы, которых ждет существенный приток рекламы (по предварительным оценкам, в объеме примерно $1,5 млрд). Пострадают и операторы связи, и потребители телевизионного продукта – зрители.

Гендиректор телеканала "Первый ТВЧ" Николай Орлов и его коллеги пытались остановить принятие законопроектов – вещатель направлял письма в Госдуму, в Совет Федерации, Президенту РФ. В комментарии"100ТВ" Николай Орлов сказал: "Безусловно, упадет качество. Какие-то каналы не смогут существовать, закроются без этого источника доходов, а какие-то будут делать акцент на лицензионные платежи от операторов платного телевидения, они будут вынуждены их поднять, что приведет к повышению абонентской платы".

Противниками обновления рекламного законодательства в таком варианте выступили и президентский Совет по правам человека (СПЧ), и Национальная Ассоциация телерадиовещателей (НАТ), и Ассоциация кабельного телевидения России, и руководители многочисленных неэфирных каналов. НАТ заявила: "данный законопроект требует доработки", СПЧ высказался еще резче: "необходимо отклонить данные федеральные законы". Об этом же написали руководители платных телеканалов ("Дождь", "Виасат глобал", "Первый ТВЧ", "А сериал" и др.) в своем открытом письме руководству страны. Но позиция медиасообщества так и не была услышана.

На базе НАТ и Фонда поддержки региональных/муниципальных телекомпаний создано Объединение региональных вещателей. В новых реалиях, по мнению игроков телевизионного рынка, необходимо подготовить концепцию развития регионального (муниципального) телевещания с обоснованием его социальной значимости, провести анкетирование, чтобы составить "Телевизионную карту России", провести классификацию телеканалов и прояснить принципы финансово-экономических отношений в новых технологических условиях.

Одну из своих телепрограмм гендиректор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева полностью посвятила этой проблеме. В эфире "Дождя" она заявила об очевидной угрозе для многих неэфирных каналов.

"Одна из поправок – это запрет рекламы на платных неэфирных кабельных каналах, – сказала Синдеева. – У кого мы забираем аудиторию? Конечно, у федеральных эфирных каналов. Их доля падает, а наша – растет. Если сейчас у нас был маленький кусочек денег, то в перспективе рекламодатель видит, как растет доля неэфирных каналов, и он начинает переориентировать бюджеты сюда. Для телеканала “Дождь” это будет очень серьезным испытанием, как и для всех других каналов, потому что жить без рекламных доходов очень тяжело. Год назад мы начали развивать подписную модель. Это было смелое решение. Но мы предполагали, что у нас есть доходы от рекламы, что они составляют основную часть нашего бюджета, что у нас есть часть от дистрибуции, подписка – это то, что мы будем потихоньку развивать. Завтрашний день, будущее для любого СМИ, – это подписная модель. Сейчас нам придется бежать еще быстрее. В первую очередь, нам нужно будет изменить стоимость и формат подписки. К сожалению, мы будем вынуждены достаточно сильно увеличить стоимость годовой подписки. В ситуации, когда у нас вообще нет других доходов, мы должны будем фактически весь наш бюджет покрывать за счет только наших зрителей. А это значит, что все наши около 70 тысяч подписчиков, которые сейчас есть, должны перейти на более дорогой вариант подписки. Порядок цифр такой: около 480 рублей в месяц либо 4800 рублей в год. Но это не просто увеличение цены. Мы добавляем какое–то количество опций в эту подписку. Мы прекрасно понимаем, что есть категория людей, для которых увеличение подписки невозможно. И, скорее всего, у нас будет вариант для льготной категории граждан. Попробуем предложить зрителям, которые могут себе позволить это, оплатить подписку за другого человека. Мы понимаем – кто-то на нас точно обидится, какое-то количество подписчиков, наверное, мы потеряем. Но что нам делать?"

Союз журналистов Санкт-Петербурга