"Авроре" – сорок пять!

Сорок пять лет назад, 29 июля 1969 года, в нашем городе вышел первый номер общественно-политического, литературно-художественного журнала "Аврора". С первого же июльского номера журнал задал высокую планку. И какие имена и произведения литературы были представлены уже в пилотном выпуске! Даниил Гранин (рассказ "Один раз ударить"), Александр Володин (повесть "С любимыми не расставайтесь"), публицистика Сергея Довлатова и Льва Успенского, стихи Михаила Дудина и Николая Тихонова… Появлению журнала в Ленинграде предшествовала длительная и трудоемкая работа.

О том, с каким настроением встречает юбилей "Авроры" творческий коллектив журнала, SPbSJ.ru рассказал его главный редактор Валерий Васильевич Новичков.

– Правда, что журнал мог и не дожить до своего юбилея?– Восемь лет назад, когда я пришел в редакцию "Авроры", журнала практически не существовало. Все правоустанавливающие документы сгорели во время пожара – почему-то они хранились где-то на даче у главного бухгалтера… Не уцелели ни свидетельство о регистрации, ни устав. Куда делся редакционный архив, никто не знал, и до сих пор это не выяснено. Интересная история произошла с редакционным помещением, на этот счет ведутся самые досужие разговоры. На Миллионной у "Авроры" было 500 квадратных метров, а вместо них в итоге оказалось полуподвальное помещение на Петроградской стороне, во дворе жилого дома на Большой Разночинной, 17. Конечно, жалко и обидно. Ведь когда-то у "Авроры" был даже собственный выставочный зал. Но потом не осталось и штата сотрудников.Если бы мне кто-то сказал, что я буду заниматься выпуском журнала, ни за что бы не поверил. По образованию я инженер, всю жизнь отработал на Кировском заводе и ЛМЗ, делал турбины. При этом всегда любил литературу. И вот в пятьдесят четыре года попал в "Аврору". Меня позвал мой друг – писатель Николай Чумаков. К сожалению, через полгода он умер, я остался один в безвоздушном пространстве. Никогда не был в писательских тусовках, и мне, не поэту и не писателю, предстояло одному устанавливать эти отношения с нуля. Как оказалось, это сумасшедшая работа. Журнал того периода – чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Восемь лет я продержался в журнале. И как мне кажется, за эти годы удалось кое-что сделать. Главное – не дать "Авроре" утонуть. В эти годы она не имела никакой бюджетной поддержки.Сорокапятилетие мы встретим в отремонтированной редакции, а летом будем обустраиваться. Отремонтировать помещение, которое было в ужасающем состоянии, взялся писатель, генеральный директор одного из строительных трестов Петербурга Николай Зарубин, которому редакция весьма благодарна. 

– А город вам не пытался помочь? Ведь журнал, несомненно, относится к брендам культурной столицы. 

– У нас всего в городе три литературных журнала – "Нева", "Звезда" и "Аврора". Всё это бренды города – его история, история литературы и культуры. Через "Аврору" прошла целая плеяда выдающихся писателей, ставших нашими классиками.

Раньше мы пытались участвовать в конкурсах грантов СМИ, распределяемых по линии городского правительства, но встречали полное непонимание. Сегодня грех жаловаться. С прошлого года помогает Комитет по печати, понимание роли журнала я ощутил с первой же встречи с заместителем председателя комитета Алексеем Викторовичем Васильевым. В прошлом году получили первый грант, наверное, первый за двадцать лет. Надеюсь, не последний. Сейчас грантовые средства закончились, но мы будем снова участвовать в конкурсе, ждём решения. (Пока материал готовился к публикации, появилась информация, что "Аврора" получит грант Санкт-Петербурга – прим.)

Благодаря поддержке города мы смогли создать постоянно действующую редакцию. У нас появились ответственный секретарь Илья Бояшов, художник-дизайнер Сергей Протас. Расширился круг писателей-авторов, которые печатаются в журнале. Я пригласил на работу известного петербургского фотожурналиста Сергея Компанийченко, и он согласился. К сожалению, у нас всегда был слабый фотографический блок. К тому же нам фотограф необходим в нашей издательской деятельности. И наконец-то у нас появился полноценный редакционный портфель.

– Как вы находите авторов?

– Нам постоянно присылают рукописи. У нас есть свой сайт aurora69.ru Например, впервые мы начали публиковать московского автора Дмитрия Полякова (Катина). Он случайно забрел в редакцию, мне очень понравилась его проза. Мы опубликовали его большую повесть "Скользящая в рай" – о современном обществе и о судьбе менеджера среднего звена. А потом опубликовали в журнале его роман "Дети новолуния". Он долго не мог найти издателя. Я пытался ему как-то помочь, все не получалось. А потом нашлось московское издательство, которое напечатало его книгу. И он получил за нее престижную, одну из лучших, на мой взгляд, литературных премий на постсоветском пространстве – Бунинскую премию (2013). Наш журнал, можно сказать, стал крёстным папой этого автора. А недавно диплом Горьковской литературной премии-2014 присудили Татьяне Михайловне Лестевой – члену нашей редколлегии и главному редактору еще одного журнала, который мы издаем, "На русских просторах". На "Нацбест" (литпремия "Национальный бестселлер") номинировался еще один наш автор, Марат Басыров. Кирилл Рябов пришел к нам совсем мальчишкой и также номинировался на "Нацбест". В шорт-лист этой премии вошел наш автор Сергей Шаргунов и так далее. Авторы у нас не только со всей России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В этом нам помогает также Международный союз писателей.

– Почему "Аврора" не выходит в своем привычном классическом формате? – Наш современный формат скорее книжный – 320 полос. В классическом формате А5 журнал выходил недолго. Потом он был маленьким – "карманным изданием". А что касается рубрик, то они существуют и сегодня: как и раньше, публикуются и проза, и поэзия, и публицистика. Это журнал, хотя в его названии присутствует слово альманах. Этим мы обязаны предыдущему редактору, – Эдуарду Шевелеву, который перерегистрировал журнал "Аврора" и назвал его альманахом "Журнал "Аврора". Так что с названием "альманах" – вопрос не ко мне, это отдельная история.

Считаю, сейчас журнал находится в нужном фарватере. Мы не приверженцы какого-то одного литературного течения. Так было раньше, так и сейчас. За 45 лет существования у журнала были разные редакторы – Н. С. Косырева, В. А. Торопыгин, Г. В. Горышин. И мы пытаемся сохранить традиции, которые были придуманы не нами, а заложены нашими великими писателями – Михаилом Дудиным, Николаем Тихоновым, Александром Володиным и Даниилом Граниным. Мы работаем с авторами – членами обоих Союзов писателей. Единственно, чего не допускаем – вульгарности, графомании, извращенных литературных форм.

– Недавно журнал появился в газетных киосках. Как удалось убедить распространителей взять в розницу литературный журнал?

– Сегодня у нас уже не те тиражи. Три тысячи – потолок для всех литературных журналов, не только для нас. Единственный журнал, пожалуй, который имеет тираж 10 тысяч, это "Наш Современник" в Москве. И все-таки сегодня к нам все еще тянется исторически читатель, который помнит ту "Аврору" с ее огромными тиражами. Но опять же -благодаря Комитету по печати впервые мы, редакции толстых петербургских журналов "Звезда", "Нева" и "Аврора", объединились, чтобы решать вместе важные для нас практические задачи. И вот впервые появились в продаже, в сети магазинов "Первая полоса". Отрадно, что журналы достаточно хорошо продаются. Мы ведем мониторинг, разговариваем с продавцами. Первоначально у нас взяли 145 экземпляров на сорок магазинов. Через неделю попросили еще 150. Когда вышел второй номер, расходилось уже четыреста экземпляров. То есть журнал пользуется спросом, и первоначальные опасения, а кто будет покупать забытые бренды, – не оправдались. Сейчас в стране много пишущей молодежи. Говорят, сегодня больше пишут, чем читают, и это недалеко от истины.

– А чем будет отличаться юбилейный номер?

– В нём будет специальная рубрика. Мы собрали произведения авторов, публиковавшихся в ранних номерах "Авроры", в основном это творчество главных редакторов разных лет. Глеба Горышина, например, все знают как прозаика и журналиста, но он был еще и неплохим поэтом. Его дочь – филолог Анна Глебовна Городецкая, с которой мы давно дружим, согласилась сделать подборку его стихотворений, сопроводив их небольшим вступлением. Мы также дружим с сыном Владимира Торопыгина – замечательного ленинградского поэта. Андрей Торопыгин готовит к юбилейному номеру подборку стихов своего отца. И, конечно, будет материал первого редактора "Авроры" Нины Сергеевны Косыревой об истории создания журнала. Когда я бываю в Москве, обязательно заезжаю к ней, привожу номера журналов. Она бесконечно рада, что жизнь "Авроры" продолжается. Будет и интервью с Георгием Васильевичем Ковенчуком, первым художественным руководителем журнала.

В юбилейном номере опубликуем и тех, кто работает в журнале сегодня – Илью Бояшова (отв. секретарь), Виталия Познина (отдел прозы), Татьяну Лестеву, Киру Грозную (редактор рубрики "Дебют") и многих других.

К сожалению, из старых авроровцев в редколлегии практически остался только поэт Глеб Горбовский, член редакционной коллегии.

– Юбилей будет отмечаться в июле, когда журналу исполняется сорок пять лет?

– Увы, летом вряд ли удастся. А вот в сентябре – октябре при поддержке города надеемся провести посвященный журналу литературно-поэтический фестиваль. Хотим дать ему имя Михаила Александровича Дудина, одного из основателей журнала. Надеемся также провести цикл литературных семинаров для начинающих авторов, тем более, что в каждом номере "Авроры" есть рубрика "Дебют".


Союз журналистов Санкт-Петербурга